суббота, 11 декабря 2010 г.

Издательство "Терра фантастика", оно же "Корвус" (Санкт-Петербург)

Я хочу рассказать историю про то, как издательство "Корвус", кому-то более известное под названием "Терра фантастика" выпустило мою книгу "Сталинград". Саму книгу вы можете посмотреть в другом моём блоге вот тут
История достаточно длинная, но поучительная. Особенно для тех доверчивых авторов, которые захотят сотрудничать с книжными издательствами.
Итак, несколько лет назад, я сотрудничал с данным издательством. По их заказу я готовил серию книг по истории Второй мировой войны. Я был занят работой над первой книгой, которая называлась "Провал блицкрига", когда ко мне обратился редактор Александр Поляхов (ныне он там не работает). Суть его предложения была в следующем.
Из Москвы (сама "Терра" ничего не печатала, а только выполняла заказы московского издательства АСТ) пришел срочный заказ. Нужно было подготовить книгу про Сталинградскую битву. Хоть какую-то, но чтобы срочно. Времени отпускалось полтора месяца. За такой срок, даже при современных технологиях "написания" книг, когда просто берут куски из разных произведений и кое-как их лепят в одной (с соответствующим результатом на выходе), издательство сделать ничего не могло. А "бабла срубить" хотелось очень.
И тут они вспомнили обо мне, зная, что я как раз работаю очень быстро. 
Был заключен договор. Я оставил книгу, над которой работал, и взялся за тему Сталинграда, которой ранее не занимался. Согласно типовому договору, который я подписал, я должен был получить аванс, в размере 50% гонорара, через месяц-полтора, после начала работы.
Но поскольку я в этот же срок должен был подготовить рукопись, то это уже, по сути, был не аванс. Но я не возражал, тем более, что уж очень сильно меня просили сделать книгу. Ну, хоть 10-12 авторских листов.  В течение всего времени меня регулярно спрашивали, как идёт работа над книгой (Москва беспокоилась), практически все моменты согласовывались, особенно увеличение объема с 12 листов.




В результате ровно через месяц я сдал рукопись объемом 40 авторских листов. Для меня это вполне нормальная производительность. Если мне интересно, если хорошее настроение и пр. то почти полтора авторских листа в сутки я могу готовить. Я не употребил слово писать, потому что это все-таки не художественный роман, а научно-популярное произведение. Например, там много таблиц, а таблицы объемом в 1 авторский лист часто требует усилий равных 10 листам текста.
На мой взгляд, книга получилась достойная, даже сенсационная, так как в процессе написания я нашел, и изложил некоторые факты, которые вообще заставляли по-другому смотреть на события. Было приведено много данных, которые нигде на тот момент не публиковались вообще. Вообщем, мне было не стыдно за свой труд, я ещё одно "хорошее выращенное дерево" в своей биографии я добавил. Так я думал.
Оценить же книгу все могут сами, так как ссылку на неё я дал.

Но оказалось все не так просто. Рукопись приняли радостно. Гонорар обещали выплатить в срок.
И на этом всё встало. Через некоторое время выяснилось, что издание книги в срочном порядке уже не произойдет. Тут собственно виновато было не само издательство, а АСТ, которое передумало. Разумеется, все усилия, которые были приложены к подготовке рукописи, никого не интересовали.  Хотя я вынужден был очень сильно постараться, потому что такая производительность всё-таки требовала большого напряжения. Но это было бы не страшно, если бы мои усилия хоть как-то компенсировались.
Не буду утомлять долгим рассказом о том, как это бывает. Те, кто работают с книжными издательствами, прекрасно это знают. Скажу лишь, что не только гонорар, но и обещанный аванс мне не был выплачен НИКОГДА.
До этого я сотрудничал с данным издательством лишь по мелочи: несколько раз делал редактуру книг по военной истории, писал небольшие рецензии, когда очень просили. Гонорары были копеечные. Выплачивались они крайне нерегулярно и с огромным запозданием, но мне честно говорили, что поскольку это мелкие суммы, то их всегда задерживают, потому что в первую очередь важно вовремя заплатить автору, а деньги из Москвы поступают всегда с опозданием.
Я был этим вполне удовлетворен, поскольку те мелкие суммы меня совершенно не волновали, и я про них даже забывал часто. И уж точно не бегал и требовал, чтобы мне их срочно выплатили.
Вообщем-то и без этого гонорара за книгу я тоже не умер с голоду и не пошел на рынок продавать самое необходимое. Хотя целый месяц работы было жаль, а обещанные 40 000 рублей не такая уж маленькая сумма. Да, вы представляете, эту книгу, довольно большого объёма и, уж поверьте, действительно потребовавшую полноценной исследовательской работы, я согласился делать всего за 40 000 рублей.
Правда, меня радовало то, что книгу я все-таки написал, новые знания получил, а… «рукописи не горят». И мой труд не пропадёт.
Но если вы думаете, что это всё, то вы ошибаетесь. Это только начало.  
В течение некоторого времени я задавал вопрос издательству, по поводу своей рукописи, но поскольку мне отвечали, что вопрос по изданию данной книги повис в воздухе и я понимал, что дело гиблое.
И вот, через полтора года, я вдруг увидел на прилавке книгу «Сталинград», автора А.Панина (должен заметить, что я всегда пишу под псевдонимом), в которой признал своё собственное произведение.
Естественно изданное без моего разрешения. Так как рукопись в печать я не подписывал, и предупреждал издательство, что согласие на издание книги я не даю.
Да ладно это. Когда я пролистал книгу, я с трудом её узнал. Главы были перепутаны, море ошибок, и, самое важное, было удалено почти треть объема. Причем, практически полностью были удалены все таблицы. Можете представить себе данные научного исследования (а это были именно результаты исследования) в котором нет итоговых цифр.
То есть в тексте написано что-то типа «см. в таблице №10» а самой таблицы просто нет.
То есть ценность книги была нулевая.  И если вы думаете, что это было то, что называется редакторской правкой, то вы ошибаетесь. Все было гораздо проще. Уровень сотрудников был такой в этом издательстве, что у них верстальщики просто не умели верстать. Они всего лишь не умели пользоваться программами для верстки. А что вы хотите от издательства, где, как потом оказалось, сотрудникам тоже не платили зарплату. Так там и работали соответствующие «специалисты». Кстати, зная об их уровне, я еще, когда сдавал рукопись, предлагал сделать верстку самостоятельно. Но меня уверяли, что у них лучшие в мире верстальщики. Естественно, я же пытался у кого-то отнять кусок хлеба.
А результат на лицо. Кстати, редакторы и корректоры тоже не подвели и оказались на уровне верстальщиков. Так как ошибок, опечаток и прочего подобного, что должны находить корректоры, было столько же, сколько в диктанте последнего двоечника деревенской школы. Иногда в тексте не хватало целых абзацев, просто выпавших при верстке.
 На мой звонок в издательство с вопросом: «И как это понимать?» мне промямлили что-то невнятное.
Короче, я просто подал в суд.
Дело совершенно бесполезное. Так как издательство наняло адвоката, который три года (!) постоянно изыскивал новые причины, чтобы убедить суд, в том, что сам вор и негодяй. Меня даже пытались обвинить в том, что это не моя рукопись, и я её украл. Что только я не услышал о себе.
Понятно, что один человек, не может воевать с большой организацией. Поэтому авторы редко подают в суд. Это я мог себе позволить три года судиться, иметь целую бригаду адвокатов (двое очень хороших адвокатов плюс помощник), а что делать остальным? А ничего. В ходе дела я выяснил, что в тот период имелось как минимум 25 человек (авторов и редакторов)  которым не были выплачены деньги (некоторым более двух лет) на общую сумму больше полумиллиона рублей.
Я спрашивал у некоторых из них, почему они ничего не предпринимают.  И все мне отвечали: «А что я могу сделать?». И они были правы.
Кстати, издательство на суде приводили такой аргумент, что, дескать, очень трудно, денег нет, и они вовсе не со зла так поступают. Но эту сказку можно рассказывать только доверчивым судьям.
Моё издательство точно так же, как и «Корвус» является партнёром московского АСТ, и могу сказать, что условия там для всех одинаковые.  То есть если книга сдана, то деньги за работу перечисляются сразу.
То есть мой гонорар за рукопись был перечислен издательству «Корвус» сразу же по изданию книги. Куда он делся? Ну, раз сотрудникам и всем прочим зарплаты тоже задерживают и выплачивают не полностью, то он мог застрять только в кармане хозяина. Коим является гражданин Ютанов Николай Юрьевич (о нём смотреть тут )
А сайт самого издательства тут 
И вывод получается только один. Или гражданин Ютанов очень плохой бизнесмен, потому как не умеет вести дела, либо он просто эти деньги ворует.

В любом случае мораль из всего вышеизложенного может быть только такая. Если вы вдруг столкнетесь с вышеупомянутым издательством с двойным названием «Терра фантастика» или «Корвус», или упомянутым гражданином Ютановым, то самое правильное – сразу бежать как можно дальше. Потому как если вас обворуют, то будет поздно. Так как человек, у которого что-то украли, все равно пострадает, и даже если вора поймают, и вернут украденное, то… легче уже не станет.

А чем же закончилось моё дело в суде?
А ничем. Два раза мы выигрывали суд, и издательство должно было выплатить мне некую сумму. И оба раз издательство подавало апелляцию и дело возвращали обратно.
Первый раз из-за того, что сама судья сделал ошибку при оформлении дела. Второй раз, потому что первый раз вернули, и дело уже так запутали что…
Вообщем, издательство предложило мировое соглашение, и выплатило мне сумму, поистине грошовую – 150 000 рублей. Она бы точно не компенсировала мои затраты ну трехгодичную судебную тяжбу.  Но, как я уже сказал, я всё равно проиграл. Уже в том, что связался с жуликами.
Так что… когда я понял, что доказать что-то суду бесполезно, хотя все документы у меня имелись, экспертизу на самом высоком уровне я сделал, все факты (вроде как) были в мою пользу. Но для этого ещё надо было найти судью, который бы смог и захотел понять. Так что, в какой-т о момент я просто махнул рукой. Потому как, чтобы не случилось, какое бы решение суд не вынес, я бы все равно был проигравшим. А что касается издательства, точнее гражданина Ютанова, то не думаю, что он бы вынес хоть какой-то урок. И, уверен, что с другими авторами, которые по наивности захотят с ним сотрудничать, будет происходить тоже самое.
Вот чтобы это не случалось, я и написал эту статью.

1 комментарий:

  1. Автору спасибо за статью.
    Все, абсолютно все издатели сволочи! Параллельно торговать мясом и литературой... А какие издатели, такие писатели и читатели соответсвенно - всё это сброд, быдло и мусор! Искусство в России убито и реанимированию не подлежит, пока всё это в частных руках торговцев мясом и фруктами, захотевших подняться в глазах друзей/конкурентов/коллег для престижа и открыть ИЗДАТЕЛЬСТВО! Смешно и грустно...

    ОтветитьУдалить